Украинцы теснят казахстанских рекламщиков на рынке

6 марта 2015 года

Казахстанские компании заморозили рекламные бюджеты и приостановили часть проектов в связи с сокращением потребительского спроса в Казахстане. Об этом LS сообщил независимый маркетолог Алимжан Бисембаев.

"Клиенты еще не сокращали бюджет, но из-за неблагоприятных внешних факторов часть рекламных компаний они приостановили. Причина заключается в том, что сократился спрос со стороны потребителя и рекламодатель пытается выяснить, в какой канал коммуникаций надо вкладывать, чтобы конечный клиент пришел к нему. Резкое снижение потребительского спроса наблюдалось в сентябре 2014 года, тогда компании не досчитались от 10% до 25% планируемого месячного оборота. Обычно в этот период происходит плановый рост, начинается новый деловой сезон, следом повышается потребление. В 2014 году роста не произошло, объем остался на уровне августа. По нашим ощущениям, это связано с девальвационными ожиданиями, люди начали больше инвестировать в наличную валюту. После, уже в октябре, банки стали отказывать физлицам в одобрении тенговых кредитов", – рассказал маркетолог. А.Бисембаев отмечает, что подобная ситуация будет продолжаться до девальвации и после еще в течение двух-трех месяцев.

Активность появится, когда бизнес поймет, куда будет двигаться экономика. По мнению эксперта, доходы рекламных агентств упадут пропорционально доходам населения.

Управляющий директор агентства POPKULTURA Тамара Кебурия сообщила, что нестабильная экономическая ситуация повлияла в первую очередь на сферы, соприкасающиеся с рекламой. На рынке наблюдается тенденция, когда компании отказываются от маркетинговых исследований. Она также добавила, что после создания Евразийского экономического союза у бизнеса появилась необходимость активно отстаивать позиции на местном рынке.

"Основными заказчиками рекламных агентств в Казахстане выступают банковский сектор, операторы связи и FMCG-сектор. Именно эти категории бизнеса активизировались в период кризиса и под давлением единого рынка ЕАЭС. Сейчас открыты границы, ринулись конкуренты с других стран, надо сильнее защищать свои бренды и полки. Так что нам работы пока прибавилось. Проведение исследования очень затратно и все начали сокращать бюджеты на это. Пока нож до креативных компаний не дошел. Но мы понимаем, что кризис отразится и на нас, и мы к этому морально готовы", – объяснила Т.Кебурия.

С развитием технологий и ростом потребления интернет-трафика у компаний появилась необходимость контактировать с потребителями через digital-коммуникации. В этом сегменте с казахстанскими digital-агентствами конкурируют специалисты из Украины.

"Украинские digital-агентства активно работают с казахстанскими брендами. Их доля в данном сегменте более 50%. Даже мы digital делаем там, потому что их уровень выше и нам это дешевле. Просто поймите одну вещь, что украинский и российский рынки развивались быстрее. При этом если российский digital достаточно дорогой, то в Украине предлагают более конкурентные цены. Причем это не демпинг, а реальная рыночная цена в Украине. Стоимость жизни и уровень зарплат там ниже, чем в Казахстане. В Казахстане жизнь очень дорогая. Простите, но я не знаю, как выживают казахстанцы со средним заработком", – добавила Тамара Кебурия.

По информации эксперта, несколько украинских digital и рекламных агентств рассматривали возможность открытия своих офисов в Алматы. "На данный момент они пробуют проекты по удаленной работе и пока опасаются открывать офисы на рынке, со спецификой которого они не знакомы", – уточнила она.

В целом приглашение рекламщиков из соседних стран стало обыденным делом на рынке казахстанского креатива.

"Эта тенденция прослеживается уже достаточно давно, невзирая на трагические события, которые происходят в Украине. Здесь рынок креатива достаточно узкий – около 300 человек "кретивщиков" на весь Алматы, они мигрируют между агентствами. Конкуренция достаточно маленькая и часто приглашают специалистов извне. Однако ожидать массового наплыва не стоит. Украинцы понимают, что даже при высокой зарплате стоимость жизни в Казахстане сравнит доходы с прошлым окладом", – заключила эксперт.

Ее слова подтверждает Алимжан Бисембаев, отмечая при этом, что работы украинских специалистов обходятся заказчикам дешевле на 20-25%.

"На рынке Казахстана их всегда было много. Это качественные профессиональные сотрудники, которые привыкли работать в более конкурентной среде, понимают рыночные механизмы и прекрасно владеют законами рекламы. Но они совсем не разбираются в специфике местного рынка, а это сильная сторона наших специалистов. Им потребуется от 9 до 12 месяцев, чтобы правильно понимать рынок. С апреля прошлого года в Украине начала падать национальная валюта. Для того чтобы не потерять свои доходы, украинские рекламщики начали активно выходить на казахстанский рынок, предлагая свои аутсорсинговые услуги. Как правило, предлагая их в долларах. Для нас цены осталась фиксированными, но в гривне эта цена выросла почти в два раза. Всегда было дешевле на 20-25% обращаться к таким специалистам", – подытожил А.Бисембаев.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.