Больше всего денег на продукты питания тратят жители Мангистауской области. Такие выводы содержатся в исследовании рынка ретейла Freedom Finance Global, передает LS.
В среднем по стране расходы домохозяйств на продовольственные товары составляют 477 тыс. тенге в квартал, или 56% от общих потребительских расходов. Об этом рассказал аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев.
При этом больше всего денег тратят на еду жители Мангистауской и Туркестанской областей – 648 тыс. и 599 тыс. тенге соответственно. А вот меньше всего – в Костанайской области, 352 тыс. тенге.
"Доля расходов на данную категорию товаров от всех потребительских трат наиболее высока в Мангистауской, Туркестанской и Жамбылской областях, ниже всего – в Карагандинской (49%), Акмолинской (50%) областях и Астане (50%)", – отметил Абуев.
Если рассмотреть особенности покупательского поведения, то, согласно опросу Freedom Finance Global, казахстанцы чаще всего покупают продукты питания офлайн. Из них в сетевых супермаркетах – 76,4%, магазинах у дома – 57,4%, на базарах/рынках/ярмарках – 55,1%). Реже еду покупают у фермеров и перекупщиков с рук – 8,1%. Значительно меньшее число респондентов совершают закуп продуктов онлайн – 19,2%.
"Средний чек ежемесячных покупок составляет 113 870 тенге. У 27,3% опрошенных ежемесячные расходы на еду – 50 тыс. тенге и меньше, у 25,9% – 75-100 тыс. тенге. Почти каждый пятый респондент выделяет на эти цели от 100 до 150 тыс. тенге (17,2%), а каждый десятый – 50-75 тыс. тенге (12%) или 150-200 тыс. тенге (10,4%)", – подчеркнул аналитик.
А если изучить эти данные в разрезе социально-демографических характеристик, то наибольшие расходы – у граждан в возрасте 35-44 лет, состоящих в браке и имеющих детей до 18 лет. Также это могут быть домохозяйства из 4-6 человек либо супруги, которые проживают с детьми и своими родителями.
Также представитель Freedom Finance Global рассказал, что опрошенные демонстрируют сильную поддержку отечественным производителям, однако только 37% готовы платить больше за локальные продукты. По его словам, такая категория лиц обычно расходует до 100 тыс. тенге в месяц (65,2%), а средний чек составляет 113 870 тенге.
"Основными барьерами потребления казахстанских продуктов стали ограниченный ассортимент товаров (21,7%), низкое качество (17%) и непривлекательная цена (16,1%). Последнее было актуально чаще для респондентов с высшим образованием (25,6%)", – уточняется в исследовании.
Что касается иностранных продуктов, то драйверами их потребления являются высокое качество (45,4%), привлекательная цена (34,9%) и доверие производителю (29,1%).
Отметим, что в данном опросе приняли участие 3 тыс. казахстанцев, которые проживают в разных регионах страны.