Где привлечь деньги для стартап-проекта в Казахстане

В Казахстане активно растет и формируется рынок инноваций, ежегодный рост достигает 30%. Основную долю рынка стартап-проектов занимает электронная коммерция. Об этом в интервью LS рассказал директор фонда развития инфо-коммуникационных технологий Санжар Кеттебеков.

30 марта 2015 года
В Казахстане активно растет и формируется рынок инноваций, ежегодный рост достигает 30%. Основную долю рынка стартап-проектов занимает электронная коммерция. Об этом в интервью LS рассказал руководитель рабочей группы по созданию инновационного кластера Almaty Tech Garden Санжар Кеттебеков. - Когда рынок стартапа начал формироваться в Казахстане? - Рынок начал формироваться полтора-два года назад. Тогда появились первые бизнес-ангелы и инвестиции. Развитие электронной коммерции дало толчок рынку, началось движение, появились такие компании, как BeSmart и Chocolife.me, электронные кошельки – Tau Tenge, Wooppay. - Можно ли проследить динамику роста за два года? Увеличилось ли количество стартап-проектов, которые реально работают на рынке? - Можно отследить количество компаний, которые присутствуют на рынке. Однако точных данных нет. По моим оценкам, ежегодный прирост онлайн-бизнеса составляет 30%. Это взрывной рост, электронная коммерция становится более актуальной и начинает составлять весомую конкуренцию традиционному ретейлу. Однако неизвестно, превратятся ли они в полноценную компанию или нет. Сейчас насчитывается около тысячи единиц онлайн-бизнеса в Казахстане. - Получается, основную долю на этом рынке занимает электронная коммерция? - Я думаю, из всех стартапов примерно 60-70% занимаются электронной коммерцией. Остальная доля распределена в экологии, в традиционном бизнесе - строительстве, проектировании. - Как функционирует стартап-рынок в Казахстане и насколько он развит? - Рынок инноваций еще формируется. Необходимо оценить готовность стартапов для работы на рынке, технологическую компетенцию проектов и размер рынка. Данные факторы накладывают дополнительные риски на стартап-проект. В Казахстане довольно таки не просто не обанкротиться, особенно в электронной коммерции. Экосистема сервисов не развита, такие вещи, как логистика и платежные системы довольно дорогие. Причина этому - нет массового пользования, а также хромает B2B-направление. Также финансирование стартап-проекта - высокорисковые инвестиции. В лучшем случае, в среднем, выживает один из десяти стартапов. Неготовность инвесторов участвовать в подобных рисковых операциях негативно влияет на рынок. Многие стартапы умирают, не поднявшись, денег на рынке много, но они не заходят в стартапы. - В целях создания цивилизованного рынка инноваций в Казахстане продвигают площадки, где инвесторы могут познакомиться с инновационными проектами. Насколько эффективен подобный механизм? - Главная проблематика рынка - спрос. Наш фонд создан для того, чтобы стимулировать спрос на инновации. Финансирование проектов будет поступать через отчисления из одного процента совокупного дохода недоропользователей, работающих в Казахстане. Они же, исходя из собственных нужд, будут определять, на какие именно проекты пойдут данные средства. Это поможет создать тот критический спрос на рынке, под который стартап имеет право получить инвестиции. Проекты будут адаптированы под этот спрос. - Могли бы вы рассказать о механизме привлечения инвестиций для стартап-проектов в Казахстане? - Инструментов много, стратегия привлечения зависит от компании, продукта, а также от того, какой спрос существует на рынке. В Казахстане довольно хороший доступ к грантам из различных источников. К примеру, Национальное агентство по технологическому развитию выделяет гранты до 150 млн тенге. Также в этом году оно готовит грант в рамках целевой программы на 800 млн тенге для научных университетов. Существует хороший пул первоначальных посевных инвестиций, есть группа бизнес-ангелов. - Сформирован ли у нас клуб бизнес-ангелов, как это сделано в США и соседней России? - Мы обсуждали формирование клуба бизнес-ангелов при инновационном кластере Almaty Tech Garden. Мы взяли людей, которые уже пытаются работать на рынке как инвесторы. Это, безусловно, Кенес Ракишев, Кайрат Мажибаев, Арманжан Байтасов, Вячеслав Ким и другие. - По вашей оценке, каково приблизительное количество потенциальных бизнес-ангелов в Казахстане? - В Казахстане существует пул до 50 бизнес-ангелов, которые порпробовали инвестировать уже в один или два проекта. Может быть, некоторые уже получили какие-то результаты. - Когда на базе Almaty Tech Garden будет сформирован клуб бизнес-ангелов? - В этом году, безусловно. Необходимо не просто собрать группу инвесторов, а предоставить им инструменты, которые помогут им сделать инвестиции. - Могли бы назвать другие источники финансирования? - Это инвестиционные фонды и инструменты фонда развития предпринимательства "Даму" (возмещение по кредитным ставкам). Это уже более поздние стадии коммерциализации, когда есть доходная часть и активы для залога и возвращения средств. Если сравнивать с развитыми рынками, в Казахстане пока не работает система покупки малых стартапов большими компаниями. Когда это появится, мы можем сказать, что экосистема действительно заработала. - Как вы думаете, что должно быть сформировано для того, чтобы подобная система заработала в Казахстане? - Это спрос на инновации и желание больших корпораций смотреть на свою конкурентоспособность через приобретение стартапов. Я думаю, рынок ЕАЭС будет способствовать акселерации таких процессов. Казахским компаниям придется конкурировать, для того чтобы выживать на рынке ЕАЭС. - Каким образом кризисная ситуация, связанная в первую очередь с падение цен на нефть, повлияла на рынок стартапа? Сократились ли инвестиции? - Нет, обычно такие вещи, как кризис или экономическая неопределенность, позитивно влияют на количество стартапов. Некоторые компании начинают оптимизироваться, а лучшая оптимизация - через инновации и внедрение новых вещей, которые позволяют сократить стоимость производства или других затрат. Я думаю, общая глобальная экономическая неопределенность приведет к взрывному росту и в какой-то степени мыльному пузырю стартапов. Это то, что наблюдалось в 2000-е и в 2008 год на мировом рынке технологических стартапов. - Какие институты и организации являются источниками инноваций в нашей стране? - К примеру, в Алматы около 68 вузов и 78 научно-исследовательских институтов (НИИ). Стоит отметить, что у нас существуют фундаментальные проблемы, особенно при вузах. К сожалению, сама модель работы научных сотрудников и предподавателей не позволяет заниматся наукой. У них в планах стоит выработка часов и мало внимания уделяется науке. На Западе система работает совершенно по-другому, там научные исследования и гранты несут довольно солидный доход предподавателю. Есть стимул заниматься исследованиями, часть исследовательского бюджета идет на финансирование института. - Верно ли я полагаю, что раз в Казахстане профессоры заняты преподаванием, акцент приходится на студентов? - Студенты при любом раскладе являются источниками инноваций, однако от студента-аспиранта можно ожидать больше. Однако в разных специальностях по-разному. В IT-секторе студенты третьего курса могут создавать готовые конкурентоспособные на рынке продукты. Например, видеоигры и информационные приложения. Однако если мы берем сектор энергосбережения или геологию, то мы говорим об аспирантах, которые имеют понимание, как работать с этими технологиями. - Вы упоминали ранее, что сегодня в электронной коммерции существуют серьезные барьеры, какие конкретные? - Инфраструктура и качество предоставляемых сервисов. Если это магазин, в первую очередь необходимо разработать сайт, выбрать адекватную платформу, хостинг и полный набор инструментов для продвижения. Потом выясняется, что если это электронная коммерция, необходима логистика, чтобы автоматизировать процесс и снизить стоимость. Сейчас система проходит через наличность, это всегда ассоциируется с дополнительной стоимостью самого процессинга. - Помогут ли изменить ситуацию возможные дополнения в Законе «О платежах и переводах денег», которые позволят мобильным операторам производить платежи с абонентских счетов? - Речь идет о микроплатежах, это, конечно, облегчит жизнь. Однако в мире много негативных моментов и случаев, когда это не заработало. Например, в США технология NFC уже доступна давным-давно. Сейчас основной потребитель технологии - это кредитные карты, которые необходимо прислонить к аппарату, но это не ваш телефон. Я не говорю, что это не перспективно, надо учитывать удобство и чувство безопасности.

Куралай Абылгазина

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.