Эксперт назвал причины бензинового кризиса в Казахстане

11 ноября 2014 года
Стабилизировать рынок горюче-смазочных материалов поможет конкуренция среди нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). При этом, увеличение игроков в данном секторе должно происходить за счет прихода частных инвесторов. Однако пока это невозможно, считает директор компании «Oilgasproject» Жарас Ахметов в беседе с корреспондентом LS. По словам собеседника, на сегодняшний день насыщенность бензином внутреннего рынка Казахстана определяют три фактора: 1) государственное регулирование ценообразования; 2) ограниченная конкуренция на рынке нефтепродуктов, на рынке сложилась олигополия – он поделен между ограниченным числом игроков и вход новичкам заказан; 3) сокращение импорта, в первую очередь из России. Что касается государственного регулирование цен, то как напоминает Ж.Ахметов, по уже имеющемуся опыту известно, в результате государственного регулирования цен сразу же возникает дефицит. «В случае Казахстана до этого года отрицательное воздействие государственного регулирования не ощущалось остро, потому что потребность рынка закрывалась импортом из России. Но как только в самой России возникли проблемы, мы сразу же почувствовали всю неэффективность «ручного управления», то есть дефицит бензина», - говорит он. [caption id="attachment_32704" align="alignnone" width="300"]обеспеченность бензином РК Источник: Комитет РК по статистике[/caption] При этом, собеседник отмечает, что отрицательное влияние государственного регулирования цен на нефтепродукты в первую очередь сказалась на обеспечении отечественных НПЗ сырьем. «Установленный максимум цен на оптовый отпуск нефтепродуктов сделал невыгодным поставки нефти на переработку, потому что возникли так называемые "ножницы" цен. Цена внутренней реализации нефти, очищенная от налогов и транспортных расходов, ниже экспортных цен, так же очищенных от налогов, пошлин и транспортных расходов, примерно на 20 – 30%. В этом легко убедиться, если посмотреть на загруженность наших НПЗ – за последние пять лет она не превышала 75%», - комментирует собеседник. [caption id="attachment_32703" align="alignnone" width="300"]загруженность НПЗ РК Источник: Комитет РК по статистике[/caption] Но если сегодня правительство откажется от государственного регулирования, цены на нефтепродукты, то мнению, Ж. Ахметова, взлетят стремительно на заоблачную высоту. Скажется второй фактор – отсутствие реальной конкуренции на рынке, которая толкала бы цены вниз. «Чтобы возникла конкуренция, необходимо строить новые НПЗ, причем частными инвесторами, а не за счет государства, - в противном случае сложившаяся олигополия сохранится. Но частные инвесторы вряд ли придут пока сохраняется государственное регулирование. Получается замкнутый круг, отчасти напоминающий ситуацию с «Уловкой 22» - в Казахстане не будет достаточного количества бензина пока существует государственное регулирование цен и дефицит перерабатывающих мощностей, но отмена государственного регулирования приведет к росту цен на топливо и разгону инфляции, что вызовет серьезное социальное недовольство», - говорит он. С другой стороны, собеседник отмечает, что сохранение максимума цен и дефицита, опять таки, ведет к росту социального недовольства. «Остается уповать на чудо или на то, что Россия разберется со своими проблемами, и мы снова сможем покрывать дефицит за счет российского импорта, но это тоже сродни чуду. Или кто-то должен ввезти дорогой бензин и взять на себя убытки из-за ценовой разницы. К последнему можно разово прибегнуть, но как долгосрочная стратегия вряд ли годится», - заключил Ж.Ахметов.

Асель Маратова

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.