До конца 2014 года бензин в Казахстане не подорожает

9 сентября 2014 года
Несмотря на сложившийся дефицит самой популярной марки бензина АИ92/93 в Казахстане, ее стоимость не повысится. С таким мнением с LS поделился экономист Сергей Смирнов. Напомним, в последние дни лета, возможное изменение цен на бензин не исключали и руководители профильного ведомства. Так, министр энергетики Владимир Школьник признал, что в стране сложился дефицит самого ходового топлива и предложил экономить. А его зам Узакбай Карабалин заявил, что может ездить с полным баком на своем джипе по 2-3 месяца. Такие заявления чиновников и отсутствие АИ92/93 на крупнейших сетях АЗС «Гелиос» и «Казмунайгаз» привели к еще большей панике среди населения. Некоторые пользователи социальных сетей призывают бойкотировать АЗС, надеюсь таким образом предотвратить рост цен. Однако С. Смирнов уверен, что опасения казахстанцев не сбудутся. По крайнее мере в текущем году. «Учитывая, что все эти годы стоимость ГСМ, независимо от мировых котировок нефти, изменялась практически только в сторону роста, то поднимется (цены на бензин марки АИ 92/93 – ред.). Когда – не скажут даже в профильном ведомстве. Понятно, что не в этом году», - прокомментировать он LS. Собеседник скептически относится и прогнозам профильного министерства и КМГ, о том, что скоро Казахстан не будет испытывать дефицит. «О каком бензиновом изобилии в 2016 году  можно говорить, если сроки завершения модернизации НПЗ постоянно сдвигаются? С 2014 года – на конец  2015 года, затем 2016 года, теперь 2018 года. И не факт, что даже к 2019 году  дефицит ГСМ исчезнет», - спрашивает он. Экономист отмечает, что существующая в стране налоговая система поощряет масштабный экспорт сырой нефти, а не загрузку отечественных заводов. «Так, при поставке сырья на завод они должны платить НДС, чего нет при экспорте нефти.  Снижение курса тенге по отношению к доллару на 20% с 11 февраля текущего года - еще один стимул для отправки сырья на экспорт», - говорит С.Смирнов. По его мнению, не позволяют загрузить НПЗ собственной нефтью и меркантильные интересы правительства. Экономист напоминает словам бывшего министра нефти и газа Сауата Мынбава о том, что если Казахстан уменьшит экспорт на 7 млн тонн и направит его на внутренний рынок, то отечественный  бюджет недополучит $1,8 млрд в год. Поэтому, необходима  тщательная проработка вопросов замещения. «Как выпадающих бюджетных доходов от перенаправления экспортной нефти на переработку на отечественных НПЗ, так и финансовых потерь недропользователей», - добавил он. Напомним  ранее, аналитики прогнозировали повышение стоимости ГСМ от 141 до 150 тенге за литр. Так, по мнению Ерлена Бадыхана из Агентства по исследованию рентабельности инвестиции (АИРИ) очередное повышение цен на бензин ждет нас в мае 2015 года. Асель Маратова
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.