Choco group в 2018-2020 годах может выйти на IPO. Об этом LS сообщил казахстанский предприниматель Рамиль Мухоряпов. Он также поделился историей своего успеха и планами на будущее.
Сладкая история
В 2010 году студент аспирантуры Финансового университета при правительстве РФ Рамиль Мухоряпов отправился с коллегами по работе на вечеринку в боулинг.
«В то время в Москве был очень популярен онлайн-сервис Biglion, предоставляющий скидки на разные услуги. Тогда-то мы впервые и решили воспользоваться подобной услугой и купили 90%-ную скидку на игру. За саму игру мы почти ничего не заплатили, хотя за еду и напитки в тот день оставили порядка $500. И мы поняли, что это неплохой бизнес как для самого заведения, так и для купонного сервиса», – отмечает собеседник LS.
На тот момент у Р.Мухоряпова уже был собственный бизнес в Москве. Он и его друг Николай Николай Мазенцев реализовывали фотоальбомы для выпускников – PhotoBook. Однако идея создать в Казахстане дисконт-сервис казалась более привлекательной. Мухоряпов вернулся в Казахстан и убедил своего одноклассника Анвара Бакиева уволиться из KPMG и стать сооснователем проекта. Роли распределялись так: Р.Мухоряпов отвечал за продажи, маркетинг и ИТ, А.Бакиев – за службу заботы о пользователях, контент-команду и финансы.
«Мы начали разговаривать и встречаться с разными экспертами по этому проекту и пришли к выводу, что на запуск нашего бизнеса понадобится порядка $150 тыс. Часть средств в Chocolife была направлена из прибыли предыдущего бизнеса, часть выручена от продажи Бакиевым своего автомобиля, а часть суммы удалось собрать с помощью друзей и родственников, получилась неполная сумма – $105 тыс.», – продолжает предприниматель.
Молодые бизнесмены знали, что скидки и распродажи – это не новый инструмент на рынке, поэтому не стали изобретать что-то уникальное, а просто заимствовали эту бизнес-идею и попытались внедрить ее в Казахстане. Механизм подобного сервиса скидок прост: потребителям дается возможность получить товары и услуги по выгодным ценам. На сайте Chocolife можно найти скидки до 90%, а сами компании получают от купонного сервиса маркетинговое продвижение. Создатели компании понимали, что такие традиционные товары и услуги, как вкусная еда, развлечения, услуги по сохранению здоровья, поддержанию красоты всегда будут пользоваться спросом у людей.
Онлайн-скидки пришлись по душе казахстанцам. По мере того, как росла популярность необычного сервиса, увеличивался и рос бизнес. В настоящее время Chocolife находится на первом месте среди казахстанских купонаторов. Месячный оборот компании составляет около $700-800 тыс. Р.Мухоряпов, подводя некий итог первых лет, считает, что большую роль в стартапе играют амбиции, без которых невозможно начать дело.
«Когда мы вернулись в Казахстан, нам точно не было интересно строить бизнес размером в миллион долларов. Для многих амбиции – это действительно проблема. Я встречал много молодых предпринимателей, которые изначально ставят себе низкие планки. Как правило, если человек изначально ориентируется на минимальные результаты, к ним он и придет. Наверное, на меня еще во время учебы произвели лекции известных бизнесменов, которые рассказывали о своей истории многомиллиардного успеха. Всегда хотелось строить большие компании, менять жизни миллионов людей», – подчеркивает он.
Описывая портрет клиентов Chocolife, Р.Мухоряпов, отмечает, что основные пользователи купонатора (65%) – молодые люди в возрасте 25-35 лет. «Нельзя сказать, что скидками пользуется только средний класс, к нам часто заходят и достаточно обеспеченные люди. Наш сервис так устроен, что наши услуги подходят практически всем», – замечает бизнесмен.
Путешествие в новый бизнес
Сегодня Chocolife – это зонтичный бизнес, в котором самостоятельно существуют разные структуры, такие как заказ еды – Chocofood.kz, онлайн-магазин – Chocomart.kz, бронирование авибилетов – Chocotravel.com. По мнению основателя бизнеса, самым быстрорастущим стало именно направление туризма. Новым направлением руководит один из основателей компании Н.Мазенцев, который рассказал, какое будущее ждет туриндустрию страны.
«Ежегодно мы с Рамилем ездили на конференцию Investor’s Day в Киев, где обсуждали различные тренды и проекты. Одной из тем было развитие онлайн-туризма. Тогда мы поняли, как покупка билетов с помощью Интернета меняет качество жизни людей. В скором времени люди больше не будут ходить к турагентам и тратить свое время, деньги на дополнительной комиссии. Онлайн в этом плане намного прозрачнее и удобнее», – сообщает Н.Мазнецов.
По словам собеседников LS, в Казахстане около 90% турпутевок продается офлайн, в обычных классических агентствах. Но мировая статистика показывает, что люди все больше пользуются услугами в Интернете. В США уже порядка 45% авиабилетов покупается онлайн, в Европе – 30%, в России – от 15% до 20%, в Казахстане нет даже 10%.
Этот показатель демонстрирует низкий уровень доверия к онлайн-покупкам билетов и турпутевок. Все из-за того, что люди не знают, как это работает. К тому же существует международная система бронирования, где можно отследить свою бронь, и большинство казахстанцев предпочитают пользоваться ею.
Проект Chocotravel.com был запущен в июле 2013 году в качестве продакшн-версии. В декабре 2013 года месячный оборот бизнеса составил $200 тыс., в апреле 2014 года вырос почти до $400 тыс.
В данный момент этот показатель уже за $750 тыс. Таким образом, с декабря спрос вырос почти в четыре раза, а Chocotravel.com продает уже почти 1% всех авиабилетов Казахстана. «Люди любят путешествовать и отдыхать, мы в свою очередь будем делать все возможное, чтобы это было как можно комфортнее, – отмечает Н.Мазенцев – Технология Chocotravel.com позволяет находить лучшие цены на авиабилеты в стране, другие аналогичные сервисы так не умеют. Значит мы должны занять со временем 50% плюс долю в продажах авиабилетов в стране – зачем кому-то переплачивать?»
В будущем рассматриваются возможности продажи не только авиабилетов, но и железнодорожных и автобусных туров.
Об интернет-бизнесе
В целом молодой предприниматель прогнозирует большие перспективы развития интернет-индустрии в Казахстане.
«Мы видим, как сейчас активно происходит миграция бизнеса из реального мира в Мировую паутину. Объяснить это очень просто: многие фундаментальные вещи проще сделать в Интернете. Это всегда экономия скорости и экономия денег, за счет того, что не надо платить за аренду помещения, содержать армию торгового персонала», – поясняет Р.Мухоряпов.
Он добавляет, что жителям больших городов, таких как Алматы и Астана, такие неудобства с дефицитом ассортимента не понять, но, например, для тех казахстанцев, которые живут в регионах, этот вопрос стоит остро. Так вот Интернет способен решить данную проблему – Сеть дает всем равные возможности.
Что касается актуальных трендов в интернет-бизнесе Казахстана, то Мухоряпов отмечает, как все больше людей переходят на мобильные версии. Около трети всех покупок на Chocolife.me уже совершаются с мобильных устройств. Растет и доля платежных карт в расчетах – сейчас около 55% покупок оплачиваются с помощью банковских карт, 45% – с помощью платежных терминалов.
О деловой репутации
Р.Мухоряпов признается, что по мере того, как бизнес начал расти, интерес к его персоне также вырос. По его словам, репутация в бизнесе – это вопрос собственных горизонтов планирования. Все зависит от того, каким предприниматель видит свой бизнес. Если бизнесмен ставит год как горизонт планирования, тогда он везде будет искать выгоду и не будет сильно беспокоиться о качестве услуг, профессиональных работниках и о собственных клиентах.
Но, если горизонт планирования – 20 лет, то здесь можно увидеть совсем другие цели. В первую очередь, забота о собственном имидже и репутации компании. В данном случае понятно, что предприниматель сделает максимум, чтобы сохранить своих клиентов как минимум на следующие 20 лет.
«Деловая репутация может быть тебе и не нужна, но есть понимание того, что, если ты завтра кого-то подведешь, об этом сразу узнает большое количество людей. В нашей стране рынок маленький и это увеличивает риски. Мы планируем к 2020 году завести 17 млн друзей. И если сегодня ты с кем-то поругаешься или твои услуги кому-то не понравятся, в 2020 году ты своей цели не добьешься», – замечает Р.Мухоряпов.
Сумасшедшие в бизнесе
«Мы идем только в те сегменты, где чувствуем, что можем стать №1 на рынке. Это уже удалось на купонном рынке, где доля Chocolife.me более 55%; на рынке онлайн-заказа еды, где Chocofood.kz больше игрока №2 – глобальной Foodpanda.kz – в три раза по продажам; наш интернет-магазин Lensmark.kz – №1 в онлайн-продаже контактных линз в Казнете и занимает около 4% всего рынка контактной коррекции страны. Компания планирует занять лидирующие позиции в онлайн-туризме (Chocotravel.com) и онлайн-ретейле (Chocomart.kz).
«Мы хотим стать казахстанским Amazon (крупнейший интернет-магазин в мире – LS.) и предоставлять максимальный выбор товаров и услуг. Мы хотим продавать онлайн все, что продается в Казахстане», – заявляет создатель Chocolife.
В планах компании и выход на IPO.
«У нас уже есть определенные сроки. В 2018-2020 годах мы хотим провести IPO Choco-группы. И хотим его сделать по-настоящему народным. Наша задача даже не столько привлечь деньги, сколько создать условия, чтобы у максимального количества казахстанцев были наши акции. Это своего рода программа лояльности. К тому моменту мы хотим стоить более $100 млн», – резюмировал Р.Мухоряпов.