Изменения в пенсионной системе Казахстана могут привести к росту теневой экономики. В частности, речь идет о введении дополнительных 5%-ных взносов за счет работодателя. О том, как будет развиваться пенсионный рынок в стране, в интервью LS рассказал советник в юридической фирме GRATA Еркин Сагиев.
- Еркин, по-вашему мнению, с какой целью в Казахстане принимается данный документ?
- Причины начавшейся реформы раскрыты в концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года, которую утвердили в прошлом году. По моему мнению, наиболее принципиальными факторами из них являются слабый отечественный фондовый рынок и высокая инфляция. Так или иначе, мы имели мизерную доходность по пенсионным накоплениям, а подчас и отрицательную. Пенсионная система, по факту, работала плохо и надо было что-то делать.
- Насколько, по-вашим оценкам, данные поправки смогут увеличить госбюджет?
- Строго говоря, они госбюджет не увеличат. Ведь поступать они будут во внебюджетный фонд под названием ЕНПФ. С другой стороны, внебюджетные фонды – это всего лишь разные карманы государства. Если верить статистике Минфина, то за 2014 год обязательных пенсионных взносов поступило на 630 млрд тенге. Следовательно, можно предположить, что если бы дополнительные 5% ввели в 2014 году, то ЕНПФ получил бы дополнительные 315 млрд тенге. Сколько будет в 2018 году, предполагать сложно, поскольку это требует надежных данных по росту фонда оплаты труда.
- Какая нагрузка ляжет на компании в связи с увеличением пенсионных отчислений?
- Пока самым неприятным моментом является то, что новый взнос не будет вычитаться из социального налога. Так было в проекте правительства и, скорее всего, это осталось и в варианте, который вышел из парламента. Дело в том, что социальный налог в 1998 году создали именно как результат слияния различных социальных взносов, в том числе, пенсионных. Теперь правительство оставляет и социальный налог, и различные новые взносы. Как результат работодатели получат чистый рост налогов пока в размере 5% от фонда оплаты труда. Чем больше они будут создавать рабочих мест, тем сильнее будут это ощущать.
- К каким рискам может привести принятие нового пенсионного закона?
- Главным риском является то, что новая реформа не даст результатов. Вопрос пенсионного обеспечения является одним из самых сложных и спорных. Надо признать, что реформа 1998 года, по факту, провалилась. В 2014 году уже были введены обязательные профессиональные пенсионные взносы в размере 5%. Теперь с 2018 года будут еще и дополнительные взносы также в размере 5%. Всем этим мы создаем риск роста теневого сектора экономики. Соответственно, вопрос в том, ради чего? Ведь через лет 15-20 мы можем снова получить ущербную пенсионную систему, но вкупе с разгулом теневой экономики.
- Вы сказали, что есть риск ухода в серые схемы выплаты зарплат, как это было в 90-е годы…
- Дело в том, что на одном новом пенсионном взносе правительство не останавливается. Уже ввели обязательные профессиональные пенсионные взносы, в перспективе взносы медицинского страхования. Все это вместе дает уровень налоговой нагрузки на оплату труда работников, сопоставимый с тем, что мы имели в 1998 году. Все эти годы платежи на заработную плату снижались, чтобы убрать различные «конвертные» варианты оплаты труда. Вполне вероятно, что на рост налогов предпринимательство ответит расширением теневой экономики. При этом раскручивающийся в настоящий момент репрессивный молот комитета госдоходов вряд ли как-то поможет.
- Ранее депутат мажилиса от фракции "Ак Жол" Азат Перуашев заявил, что данные взносы могут стать «дополнительным налогом для бизнеса в завуалированной форме». Согласны ли вы с этим мнением?
- Если не вдаваться в дебри теории, а смотреть по существу, то да, дополнительный пенсионный взнос с работодателей дает рост налоговой нагрузки. Ведь новый взнос будет питать солидарную часть пенсионной системы, в какую бы обертку его не заворачивали. Следовательно, это чистой воды государственные расходы, а, следовательно, новый взнос должен включаться в налоговую нагрузку.