100 дней нового правительства Казахстана: проблемы и решения

3 ноября 2014 года

Масштабные кадровые перестановки в августе текущего года всколыхнули весь Казахстан: решением президента РК Нурсултана Назарбаева была проведена полная реорганизация правительства республики. О том, насколько изменилась ситуация в стране за 100 дней работы нового кабмина, поделились своим мнением с LS казахстанские политологи. Так, политолог Досым Сатпаев отмечает, что первые 100 дней нового правительства не только обнажили большое количество старых проблем, которые не решались или плохо решались за последние годы, но и выявили новые. 

«Многие проблемы были еще во время первого срока Карима Масимова на посту главы кабмина. Также появились новые проблемы, связанные с внутренними и внешними факторами. Сейчас от правительства требуется очень серьезная антикризисная работа, грамотное прогнозирование, четкое распределение своих возможностей и ресурсов. Казахстан, как показывает практика, не игрок за бильярдным столом, а больше бильярдный шар, который бьется разными внешними и внутренними факторами», – утверждает Д.Сатпаев.

При этом политолог признает, что 100 дней - это небольшой срок для того, чтобы делать какие-то определенные выводы. Особенно, принимая во внимание тот факт, что правительство работает в реорганизованном составе.

«Создание новых министерств вызвало дисбаланс в работе госаппарата, потому что под их крышей соединились разные агентства и ведомства. В течение полугода и даже больше, после столь масштабной реорганизации, трудно рассчитывать на эффективную и оперативную работу правительства. Чиновникам надо притереться друг к другу, многочисленные команды определенных чиновников также должны расставить красные флажки, разграничив территорию своих компетенций и полномочий», – поясняет Д.Сатпаев.

Одной из актуальных внешних проблем политолог называет войну санкций между Россией и Западом.

«В правительстве уже были сделаны заявления о подготовке некого плана в случае ужесточения этих санкций против России и нейтрализации тех негативных экономических последствий, которые могут быть для Казахстана. К тому же, сейчас трудно спрогнозировать и предсказать по каким отраслям казахстанской экономики ударят эти санкции», – подчеркивает Д.Сатпаев.

Санкции в адрес России и снижение курса рубля, в свою очередь, привело к девальвационным настроениям в Казахстане. «Эта ситуация сильно беспокоит правительство, с учетом сильного давления на курс тенге, и вызывает слухи о девальвации. Сложившаяся ситуация заставила чиновников оперативно успокаивать  население, прилагая определенные информационные усилия», – замечает Д.Сатпаев. Еще один внешний негативный фактор – падение цен на нефть, уже приведший к корректировке бюджета. «Эта проблема показывает, что какие бы индустриально инновационные программы не разрабатывались в Казахстане, мы до сих пор сидим на сырьевой «игле», что приводит к таким серьезным издержкам», – отмечает Д.Сатпаев. При этом из внутренних проблем он видит топливный кризис, также показавший, что в стране так и не создана необходимая нефтеперерабатывающая промышленность. «Имея серьезные нефтегазовые ресурсы, республика до сих пор, несмотря на многочисленные госпрограммы, не смогла создать нормальную нефтеперерабатывающую промышленность. Топливный кризис, как наш давний диагноз – когда мы больше качаем сырье, чем перерабатываем, особенно с использованием своих мощностей», – констатирует Д.Сатпаев. Кроме того, события, связанные с нехваткой ГСМ, продемонстрировали неэффективную информационную работу правительства с населением. «В сложившейся ситуации стало ясно, что правительство не всегда эффективно с информационной точки зрения работает с населением. Тезисы, озвученные министрами, на самом деле вызвали у населения больше панику, чем успокоили», – замечает Д.Сатпаев. Д.Сатпаев также упоминает проект Кашаган, возобновить добычу которого до сих пор не удалось. «Авария по разным прогнозам затянется до 2016-2017 годов, что составляет серьезную проблему с точки зрения поступления доходов в бюджет страны», – сообщает эксперт. Как рассуждает Д.Сатпаев, правительству не стоит забывать и о проблемах финансового сектора РК, в том числе о вопросах пенсионных накоплений и поддержке банков через фонд проблемных кредитов. Политолог напоминает, что хоть Нацбанк РК и является главным куратором пенсионной реформы и контролером ЕНПФ, правительство также несет ответственность за этот процесс. «Правила для финансового сектора ужесточаются, пытаются сокращать проблемные кредиты, в том числе за счет фонда проблемных кредитов, который был создан для того, чтобы помогать нашим банкам. Но не все согласны с тем, чтобы за счет Нацфонда продолжали поддерживать частные банки. Это тоже вызывает определенную критику», – отмечает Д.Сатпаев. Анализируя работу правительства за указанный период, Д.Сатпаев не смог обойти стороной и интеграционные процессы, в которых находится Казахстан. По его словам, даже со стороны провластных структур все чаще звучат доводы о том, что Таможенный союз создает для Казахстана больше проблем, чем выгод, также война санкций усложнила работу интеграционного проекта, приведя к противоречиям внутри ТС. «Россия уже обвиняет Казахстан и Беларусь в экспорте товаров и ужесточает таможенный контроль. Это противоречит тем принципам, на основе которых и создавался Таможенный союз», – напоминает политолог. В целом Д.Сатпаев предполагает, что казахстанскому правительству необходимо сконцентрироваться на прогнозировании процессов в среднесрочной перспективе. «Мы не должны реагировать, как пожарники – возникла проблема, сразу начинают заливать ее, причем не всегда водой, бывает, что пожар заливают бензином, от которого еще больше проблем. Нужно реагировать с точки зрения грамотной аналитической работы, чтобы предвидеть в среднесрочной перспективе с какими проблемами – внутренними или внешними может столкнуться казахстанская экономика, и заранее подготовить план действий», – резюмирует Д.Сатпаев.

Политолог Айдос Сарым также затрудняется назвать работу правительства по итогам 100 дней эффективной. «Серьезных действий не было, а вопросов стало еще больше. Очевидно, что проблемы есть. Я не исключаю, что через определенное время будет еще одна рокировка – передача полномочий из одного ведомства в другое. По крайней мере, по министерству энергетики и министерству по инвестициям и развитию, которое превратилось в супер-ведомство», – рассуждает А.Сарым. По его наблюдениям, никаких весомых действий со стороны правительства не было. «Если говорить о приватизации, то совершенно непонятно, почему какие-то объекты уходят по хорошей цене, а какие-то не дороже $160-150 тыс. Кому они уходят, как уходят, насколько это прозрачно, имеют ли люди равные возможности участия в приватизации? Вопросов много. Говоря о легализации, закончился уже второй месяц кампании. Но заявленные объемы, прогнозы, которые озвучивались, просто нереализуемы при таких темпах. Разве что кто-то в конце придет и миллиарда три-четыре долларов «сбросит», но это вообще маловероятно», – считает А.Сарым. Еще одна актуальная проблема – это уборочная кампания, которая, по его мнению, почти провалена. «Если посевные и уборочные работы будут провалены, то на этот год правительству ставить какие-то плюсы вообще невозможно. Плюс падает нефть, конъюнктура сырья в целом плохая, Россия входит в непонятный период  – все это вынуждает людей больше сидеть на бюджете, нежели заниматься созиданием», – рассуждает А.Сарым. В сложившейся ситуации, полагает А.Сарым, перед парламентом можно ставить вопрос о качестве работы правительства РК. «Учитывая приближающиеся выборы, лучшего фона для какой-то парламентско-правительской коллизии просто не найти. Понятно, что у нас парламент не может такие вопросы решать. Но в обществе растет недовольство, есть вопросы по экономике и прочим вещам. Это готовая коллизия для того, чтобы разбираться с правительством», – утверждает политолог. Вместе с тем, он затрудняется ответить, насколько реален такой сценарий развития событий. «Пока сложно прогнозировать, но такая вероятность есть. Насколько она вероятна и насколько  стратегический менеджмент страны готов к действиям – это тоже большой вопрос», – признает А.Сарым. Говоря о выборах, собеседник LS напоминает о необходимости укрепления информационной политики. В частности, по его мнению, потребуется вывести комитет по связи, информации и информатизации, курирующий работу СМИ, в отдельное ведомство – агентство или министерство, либо вовсе передать эти вопросы в ведение администрации президента. «Это напрашиваются само собой. Кто-то же должен заниматься вопросами информационной безопасности. Такой технократический подход, что информация есть часть информатизации – ошибка. Информационное поле – вопрос политический, связанный, в первую очередь, с национальной безопасностью», – подчеркивает А.Сарым.

Между тем политолог Максим Казначеев и вовсе не ждет от реорганизованного правительства Казахстана каких-либо новых идей.

«Не скажу, что правительство демонстрирует высокие темпы работы или повысилось качество принятых решений. По большому счету, команда, которая формирует кабинет министров, старая, и ожидать от этих людей каких-то новых, совершенно оригинальных идей или прорывных решений не стоит», – замечает М.Казначеев.

Единственным верным решением М.Казначеев называет стремление снизить бюрократическую нагрузку на общество и бизнес. «Само по себе это направление работы выбрано правильно. Именно эта инициатива и подпитывала решение о реструктуризации правительства. Другое дело, что механизм реализации до сих пор остается расплывчатым, и сложно оценивать насколько эффективно это решение будет воплощено в жизнь. Пока речь идет только на словах», – признает политолог.

При этом эксперт допускает, что проведенная реструктуризация повлечет за собой изменения и в других институтах развития и местных исполнительных органах. «Далее должны быть структурные изменения на уровне акиматов. В целом, эта система начнет более-менее эффективно работать к концу I квартала следующего года. До этого периода госорганы не войдут в рабочий режим работы», – полагает М.Казначеев. По мнению М.Казначеева, вместо передачи ряда полномочий в местные исполнительные органы и частный сектор, правительству необходимо серьезно урезать свои функции. Только в таком случае можно будет говорить об уменьшении бюрократии. "Надо озаботиться сокращением количества функций госорганов, под которые потом подбираются чиновники. Нужно провести ревизию функций госорганов, и значительную часть либо упразднить, либо передать в систему неправительственных организаций. Эксперты и чиновники должны сесть за стол, взять карандаш и просто вычеркивать. Проблема в том, что эта работа даже и не начата», – констатирует М.Казначеев. На его взгляд, президент и глава кабинета министров РК должны твердо отстаивать свои убеждения на этот счет. «Необходимо политическое решение о сокращении количества государственных функций и параллельно о сокращении количества чиновников. И президент с премьером должны жестко отстаивать эту позицию, не давать раздувать бюрократический штат. Пока за 23 года этого не удавалось», – заключает политолог. Напомним, 6 августа текущего года была проведена реорганизации правительства, в результате которой было сокращено количество министерств и упразднен ряд агентств Казахстана.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.